СМИ о проекте  «Лагерь навыка»

 Статья написана актрисой, режиссёром, журналистом Светланой Большаковой после посещения её летом 2012 года программы «Путь» II формации в Крыму. Примечательность этой статьи состоит в том числе и в том, что Светлана, получив множество положительных эмоций, решив опубликовать данную статью и обратившись к друзьям из известных печатных изданий, получила везде отказ с одинаковой, как по сговору, формулировкой: «Мы не пишем про лагеря позитив, это не формат…». И это было ещё в 2012 году.
 
Проект «Лагерь навыка» в Крыму.
                    Светлана  Большакова

Хочешь изменить мир, начни с детей. Так 5 лет назад решили два молодых человека и создали в Крыму проект «Лагерь навыка». Некоторых этот проект приводит в ужас, других - в восторг. Одни говорят про безответственность, другие - про сверх ответственности. Я провела в этом месте 3 недели и поняла: за многими из участников программ – наше будущее.

В проект «Лагерь навыка» меня пригласили снимать фильм о них. Крым, горы, море, хорошая компания - от такой работы не отказываются. Некоторых инструкторов я знала заранее. И в мае, обсуждая перспективы совместного времяпрепровождения в Крыму, я обронила одному инструктору: «В июле повеселимся!» Он как-то странно на меня посмотрел и перевел тему.

Только потом я поняла, почему он не поддержал мои радужные надежды. В проекте «Лагерь навыка» нет веселья в традиционном понимании этого слова. И хотя сюда приезжают обычные дети в возрасте от 8 до 16 лет, здесь нет дискотек, королевских ночей и концертов с переодеваниями. Чем же развлекают молодежь? А ее никто не развлекает, здесь учат жить. Через новые умения инструктора дают возможность детям стать сильными, самостоятельными, осознанными.

В первый же день после приезда - общий подъем на гору Флаговая. Всего 800 м над уровнем моря, от базы подъем на 400 метров. Время в пути - 1 час. Те, кто приехал не в первый раз, поднимаются по скальнику, остальные - новички и малыши - тяжело шагают по тропинке-серпантинке. Кто-то стонет, кто-то просит ручку, кого-то тошнит. Некоторые ругаются, другие вспоминают про астму и начинают симулировать приступы. Руководитель проекта «Лагерь навыка» Кирилл Лебедев иронично смотрит на уставших и посмеивается: «Флаговая - это цветочки. Через три недели со мной согласятся все. И сюда будут взбегать с удовольствием, даже не вспотев». Ну-ну, скептически думаю я, - на жаре в 40 градусов подниматься бегом ближе к солнцу не хочется совсем.

После подъема на Флаговую я долго лежала в тенечке и оценивала, насколько трудно придется детишкам на этой программе - их ждут многочисленные походы, занятия, тренировки. Пока я отдыхала, группа «Бэтта» уже собиралась в свой первый трехдневный поход. Здесь надо рассказать о том, что такое «Бэтта», а также «Высота» и «Исток». Все дети на программе распределяются по трем отрядам, которые формируются не по возрасту, а по тематике. «Бэтта» занимается военно-прикладными дисциплинами. Здесь жесткий порядок и полуармейский образ жизни. Дети, отобранные в отряд, занимаются рукопашным боем, бесшумным передвижением и маскировкой, стрельбой и т.п. «Высота» лазает по скальникам, прыгает со скал в море, изучает турснаряжение и медицину. Группа «Исток» нацелена на возвращение к корням, к природе. Здесь ребят учат тому, что природа - это не развлекательный парк, а источник сил и знаний.
В походы ходят все отряды. У каждого - три разных маршрута продолжительностью 2-4 дня. Младшие несут только личные вещи, старшие - еду, спальники и другое снаряжение. Темп задает самый слабый. Поэтому, чтобы выполнить поставленную задачу, отстающему все помогают. На одной из стоянок 11-летний Слава признался мне: «Честно говоря, я точно не знал, дойду ли я вообще, но… дошел все-таки...». Вообще, самая популярная фраза среди детей - «Я сделал это!» Сделал укол с физраствором себе в ногу, доплыл до берега с завязанными руками в мокром камуфляже, прошел трассу на отвесном скальнике, заправил кровать без складок, позвонил маме и не ныл…

С последним, кстати, справляются не все. Звонки домой здесь совершаются после ужина в «шалаше» Кирилла - личные телефоны собраны и убраны. Рекомендуемое время беседы - 1-2 минуты, желательный текст такой: «Я здоров. Ездил на экскурсию, научился вязать узел «двойная восьмерка», вернусь - покажу фотографии. Всем привет». Однако временами слышатся нудения 16-летних парней: «Маамаа, помнишь, мы шли, и ты предлагала мне мороженое. Я тогда отказался. Так вот я никогда больше не откажусь. Тут такая невкусная каша. И нет жареной картошки…» И это – в 16 лет!
Трапезы детей проходят в классической столовой. Фрукты, йогурты, шоколадки выдают регулярно, но детям хочется еще и еще. Ведь родители дали с собой деньги, которые надо потратить. Ближайший магазин - через 5 км по горному серпантину. Единственный вариант - покупать сладости у Руководителя проекта. В начале смены после ужина к нему выстраиваются длинные очереди. Дети видят лакомства и с овечьими глазами начинают блеять: «Мне 5 шоколадок, 2 газировки, нет три газировки, и еще шоколадку» На вопрос - зачем так много? не могут внятно ответить. Кирилл выдает ровно столько, сколько можно съесть и выпить за раз. В итоге, потребительство ради потребления снижается. Дети перестают терять голову при виде шоколадных батончиков и бутылок с яркой жидкостью, они учатся тратить свои ресурсы только на то, что необходимо и хочется. Никаких излишеств, только утоление потребностей и простых желаний.

В одном из походов на стоянке инструктор украдкой достает из рюкзака копченые ребрышки и делает вид, что поднимает их с земли. «Ребята, я нашел человечину», - говорит он, - Она лежит уже здесь несколько сотен лет, но, кажется, неплохо сохранилась. Хотите попробовать?» Дети в ужасе отступают. Тогда инструктор откусывает кусочек и удовлетворенно качает головой. Один, второй, третий - потихоньку половина отряда пробует «человечину» и находит ее вполне ничего. Договариваются никому не говорить об этой истории, держать все в секрете. Вечером на костре инструктор раскрывают тайну копченых ребрышек. Часть детей отказываются верить в обман. Теперь уже инструктор в замешательстве: как же легко внушить людям эффектную сверхложь и как сложно донести обличительную правду. А внушаемые дети – самое уязвимое место.

Каждый вечер на программе - разбор полетов по отрядам: ребята и инструктора анализирует прошедший день. В начале программы ведутся разговоры про супчик на обед, потом - про отношения с товарищами, под конец - про общечеловеческие ценности и современную ситуацию в мире. Замечать, обдумывать и делать выводы - вот чего добиваются инструктора от детей. Не быть сторонними наблюдателями, а создавать и менять жизненные обстоятельства.

Море, экскурсии, кино- всего этого дети не лишены на программе. Но их самые яркие впечатления - из долгих трудных экспедиций. Одна девочка по возвращению с Черной речки написала в своем дневнике: «Идя в походе, я ловлю себя на мысли о каком-то конкретном человеке. И оказывается, что это всего три человека - мама, папа и лучший друг. И кроме них в тяжелые моменты не вспоминается никто. Вот так в походе ты понимаешь, кто и что для тебя самое главное и родное».

Конечно, было бы неправдой сказать, что все дети адаптируются на программе. Бывают и провалы, так сказать «случайные люди». Одна девочка большую часть смены жила со словами: «Ненавижу походы! Ненавижу горы! Ненавижу траву! Ненавижу вас всех!» Однажды ее увидели улыбающейся, на что она парировала: «Что смотрите? Да, я улыбаюсь, но это не значит, что мне здесь нравится!»
Другой сложный случай назвали «шлангом». Парень пытался всеми способами быть незаметным, ненужным, несуществующим. Он профессионально сливался от любой работы. Если его назначали костровым, он уходил в лес за дровами и пропадал там на 2 часа. Возвращался к готовому костру с выражением: «Я же старался». Если костер до сих пор не был разожжен, то он признавался, что не умеет этого делать, прослушал. В итоге, все дела было проще делать самостоятельно, без него. А «шланг» только этого и добивался - чтобы оставили в покое, не колыхали пространство вокруг него. Чем опасны «шланги»? Они - разлагающие факторы, которые могут разрушать не сформированные характеры других людей. 10-летний сосед данного парня, активный в прошлом году, в этом поддался деструктивному влиянию и большую часть смены филонил.

Ну и пусть себе разлагаются в собственном соку, скажет кто-то. Так ведь болото засасывает все новых и новых. И вместо того, чтобы что-то создавать, все больше людей, в том числе детей, бесцельно проживают свое время. Они пролеживают его, проедают, пропивают, проговаривают... А жизнь как эскалатор, который, к сожалению, едет только вниз. Чтобы даже оставаться на одном месте, приходится прикладывать много сил. На проекте «Лагерь навыка» детям дают эти силы, здесь воспитывают дух, помогают осознать себя. В походах, на занятиях и тренировках формируется личность. Причем, здесь воспитывают не лидеров, как это модно сегодня, а деятелей. Эти деятели не зовут на подвиги, они не командуют толпой, они совершают поступки, которые меняют мир. Таких людей - один на сотни. И с несколькими такими единицами я познакомилась в этом проекте. Через 10-15 лет, я уверена, с их делами познакомятся многие. 

141231, РФ, Московская область, Пушкинский р-н
г.п. Лесной ул. Гагарина, дом 6, офис 29,
Молодёжный центр ФРВИ
(4-й подъезд, код домофона 29)

 
 
{{amount}}
Товар добавлен в корзину
Наверх