10 декабря 2020
51

1 век настолько бурно ворвался в нашу жизнь, что естественное течение времени утратило былую равномерность. Его скачкообразность и стремительность затронули все сферы жизнедеятельности, в т.ч и отношений людей, выведя их на другой качественный уровень. Наиболее глобально это коснулось подрастающего поколения – наших с вами детей и внуков. Конфликт поколений, описанный Тургеневым в романе «Отцы и дети», кажется нам «цветочками». Теперь он, искусственно раздуваемый «паутиной» путем высмеивания, искажения или отрицания опыта, традиций и нравственных норм старших поколений, сносит все рамки дозволенного.

Корень зла не в самих цифровых технологиях, а в информационном «потопе», захлестнувшим, прежде всего, детей и подростков.
Анализ проводимых нами детских программ физического и личностного роста показывает, что многие дети не могут взять из этого потока-потопа необходимую им реально полезную информацию, а ту, что получают, не всю усваивают или используют во благо. Причем, в силу возраста, дети не всегда могут определить полезность той или иной информации. В итоге информационный потоп смывает с детской памяти полезные вещи, а забивает ее многократно тиражируемой легко усваиваемой дурью... Люди старших поколений могут вспомнить из школьной программы (той, советской или чуть более поздней) намного больше, чем вчерашние выпускники муниципальных бюджетных образовательных учреждений (именно так сейчас именуется современная школа – кто не в курсе).

И не только сама школьная программа или подход к «оказанию услуг образования» тому виной. Причина и в информационном потопе...
Как его последствия проявляются на наших детских программах, имеющих исключительно прикладное значение? Перед радиальным выходом (дневным походом), например, мы объявляем, и неоднократно, чтобы каждый участник взял с собой запасные носки, но сознательно не проверяем их наличие, в отличие от носков на ноге. Ниже поймете почему…

Маршрут похода и погодные условия складываются так, что кто-то обязательно намочит ноги (росой, в луже или болоте, в снегу и пр.). В подавляющем большинстве таких случаев это тот, кто носки «я забыл». Напоминаю, сказано о них было раз 8-10, на построении перед походом спрошено – все ли взяли запасные носки? Все утвердительно покивали и даже кто-то промычал «Угу». Как правило, промычало «слабое звено». Не будь оно им, носки бы взяло. Причинно-следственные связи на лицо, хоть «Педагогическую поэму – 2» пиши, светлой памяти Антона Семеновича Макаренко. И что?

На следующий раз, т.е. в многодневный поход или такую же «радиалку» через несколько дней «Угу» носки запасные уже возьмет… Жестоко? Нет – поучительно. Конечно же, наши наставники сделают все, чтобы чрезвычайные условия (возможность промочить ноги) не перешли в критическую ситуацию (мокрые ноги и переохлаждение), а та не вылилась в чрезвычайное происшествие (пневмония или иная простуда). Таков алгоритм профилактики любого ЧП, о чем и многом другом и будет идти речь на нашем семинаре для родителей «Ледниковый период» 12-13 декабря.

Теперь понимаете, почему мы проверяем наличие носков на ноге ребенка? Не хотим критических ситуаций – потертостей ног.
Конечно, информационная составляющая наших программ вливается ручейком в общий информационный поток. Не потоп – он стихийное бедствие. Мы же, стараемся дать детям ту информацию, которая не потопит их. На той же программе «Следопыт» можно рассказывать о бабочках, указывая их названия и биологические особенности, но для чего? Куда полезней показать ягоды ландыша, указав на то, что они ядовиты или показать различные морфы (внешний вид) гадюки – от серой до черной с различными оттенками, акцентировав внимание на главных ее отличиях от безобидного ужа. Добро пожаловать на охотничье-рыболовную программу «Следопыт» и тогда вы узнаете, что: длина хвоста ужа составляет почти треть его общей длины, а у гадюки не превышает нескольких сантиметров; при одинаковой длине обеих змей, тело гадюки в два-три раза толще, а голова значительно меньше и т.д. Найдите эту сравнительную информацию в Сети..! Но даже если найдете что-то, надолго ли оно зафиксируется в вашей памяти? А запасные носки останутся на всю жизнь… Как останется и то, что капюшон одежды не является головным убором и крайне неудобен при продолжительных физических нагрузках (жарко-парко или холодно без него).
А еще ограничивает сектор наблюдения, и оглядываясь в нем назад – надо корпус поворачивать. Участники наших программ это усвоили…

Но куда большую опасность информационный потоп представляет другим – безобидным с виду смешиванием культур. Вспомним из истории, к чему привела коренные народы Африки и Америки западная колонизация? Такой же колонизации, но культурной, подвергаемся сейчас мы и наши дети. Не зря, каждый народ на протяжении многих тысячелетий не только вырабатывал свою культуру, но и свято хранил ее, бережно передавая из поколения в поколение. Отсутствие в молодежной среде авторитета в семье или ближайшем окружении, приводит к его подмене идолами шоу-культуры, пропагандирующими в человеческих отношениях все низменное и похабное, демонстрирующими вольность нравов и ненасытное потребительство. К чему это может привести нашу цивилизацию уже через одно поколение, при нынешних темпах и тенденциях смены мировоззрения? Куда вообще мы придем и как будут жить наши дети еще при нашей жизни? Я думаю каждый должен дать для себя ответ или дадим его вместе. Время ускоряется – первобытно-общинный строй просуществовал несколько десятков тысячелетий, рабовладельческий – несколько тысяч лет, феодальный – чуть больше тысячелетия, капиталистический – пару сотен лет, империализм и социализм и сотни не протянули, «потребизм», или придумайте название сами, и того меньше просуществовать может…

Александр Мусиенко, отец 4-х дочерей, православный, полковник запаса, участник боевых действий и кавалер пяти орденов СССР и РФ, руководитель программ проекта «Мир навыка», художник и писатель, рыболов-спиннингист, кузнец (своего счастья в т.ч.) и просто неравнодушный гражданин Нашего с вами Отечества (государства сменяются, а Отечество остается…)

Страница оформление заявок
Личный кабинет
Вам будет доступен личный кабинет участника проекта.

Для входа логином является ваш e-mail адрес указанный при регистрации!
Ваш логин
Ваш пароль
+7(495)740-98-98
Время работы офисов
с Пн-Пт с 9.00 до 18.00
Офис в Москве
ул.Барболина, д.6, Библиотека им. М.Ю. Лермонтова
(каб. 204)   карта
Офис в Подмосковье
Московская область, Пушкинский р-н, г.п.Лесной, ул.Пушкина, д.2,
(2 эт., пом. 3)   карта